Оптимальный
режим труда и отдыха для учащихся 10 класса
В последнее время появилось много публикаций,
посвященных ухудшению здоровья подростков за время обучения. Приводятся
сведения о том, что лишь 15% выпускников московских школ можно считать
здоровыми.
Мы являемся учащимися 10 кл. гимназии № 1517,
учебный план которой предусматривает повышенную учебную нагрузку. Кроме этого в
учебных заведениях произошла значительная интенсификация образовательного
процесса, т.е. в единицу времени дается больший объем информации, чем это было
несколько лет назад.
В связи с этим мы заинтересовались проблемой
здоровья старшеклассников, которое в немалой степени зависит от правильного
режима жизни, а т.к. мы являемся учащимися медико-биологического класса, нас тем более беспокоят проблемы
здоровья.
Целью нашей исследовательской работы являлась
разработка оптимального режима труда и отдыха.
По ходу работы мы решали следующие задачи:
• Разработали вопросы анкеты для старшеклассников
• Проанализировали результаты анкетирования и
сопоставили их с санитарно- гигиеническими требованиями к максимальным
величинам воздействия на школьников учебно-воспитательного процесса
• Разработали предложения по оптимизации режима,
который согласован с врачом гимназии № 1517 и одобрен им.
Анонимное анкетирование проводилось по разработанным
нами анкетам среди 50-ти десятиклассников и их родителей. По анкетным данным мы
составили таблицы и графики, которые в последствии анализировались.
У
человеческого организма есть одна особенность: он очень любит соблюдать свое
внутреннее расписание. Все ниши органы устроены так, что усиливают или
ослабляют свою работу через определенные промежутки времени. Сколько бы ты ни
съел за обедом, ты снова почувствуешь голод, когда время подойдет к ужину.
Когда бы ты ни лег спать, ты не выспишься, пока не проспишь положенного числа
часов.
Вот почему
так важно установить твердый режим дня и точно его выполнять.
Если же ты
будешь мешать своему организму соблюдать его расписание, то он взбунтуется.
Физиологические и биологические основы режима
Знание физиологических основ и принципов; построения
режима, и также важности каждого его элемента помогает осознавать необходимость
соблюдения рационального распорядка дня.
Античные философы выдвинули идею о ритмичности
процессов, происходящих в природе и организме. Об этих закономерностях писали
Гераклит, Аристотель, Платон.
Интерес к этой особенности жизнедеятельности природы
и организма человека поддерживался на протяжении веков. К.Линней, живший в
восемнадцатом веке, предложил ввести в обиход «цветочные часы», используя
способности многих цветов раскрываться утром, а вечером закрываться. В начале
девятнадцатого века медики впервые применили термин «живые часы» для
обозначения суточного ритма функций организма, называя сутки «единицей нашей
естественной хронологии».
В наши дни для изучения биологических ритмов создана
специальная наука - хронобиология. Это название можно перевести как «временная
биология».
Под биологическим ритмом ученые понимают
периодическое чередование различных состояний организма и колебаний
интенсивности физиологических процессов и реакций. Важнейшей характеристикой
любого ритма является его период, т.е. отрезок времени, по истечении которого
происходит повторение состояний организма.
Основным ритмом организма является суточный ритм,
имеющий продолжительность около 24 часов с частотой повторяемости 1 раз в
сутки. Циркадный ритм присущ более чем 300 функциям и процессам организма.
Разработана даже циркадная система человека, объединившая выявленные учеными
временные закономерности состояния организма. Например, максимальных значений
достигают масса тела человека в 18-19 часов, температура - в 16-18 часов,
частота сердечных сокращений - в 15-16 часов, частота дыхания - в 13-16 часов,
артериальное давление - в 15-18 часов.
Многочисленными исследованиями ученых установлено,
что биоритмы - один из важнейших механизмов приспособления организма к
окружающей среде. Кроме того, они являются критерием функционального состояния
организма, его благополучия, т.к. изменение биоритмов - это ранние, а иногда
первые признаки влияния неблагоприятных факторов окружающей среды, сигнал о
неблагополучии.
Многие гигиенические рекомендации по рациональному
режиму дня основаны на знании суточных ритмов. Существуют биоритмы физической и
психической деятельности, сезонные, лунные и другие колебания биоритмов. На
биоритмы могут оказывать
неблагоприятное воздействие различные факторы. Например, социальные факторы. К
ним относятся:
• увеличение
времени бодрствования за счет искусственного удлинения светового дня,
просмотра радио- и телепередач;
• увеличение времени напряженного бодрствования - в
результате возрастания учебной нагрузки и школе и домашних заданий:
• более частые стрессовые нагрузки вследствие
интенсивного учебного и производственного труда.
Накопленные
наукой теоретические знания
о биоритмах, закономерностях их
проявлений, их пластичности, т.е. способности приспосабливаться, помогать
организму адаптироваться к условиям среды,
имеют важное практическое значение. Знание этих закономерностей, их учет дают
возможность разработать режим жизни, труда и отдыха- при которых достигается
соответствие биологических ритмов социальным условиям.
Организм подростков очень чувствителен к воздействию
неблагоприятных факторов окружающей среды, следовательно, особенно нуждается в
эффективных средствах защиты. К таким средствам относится рациональный режим
дня. Объясняется это не только тем, что распорядок дня строится с учетом
биоритмов, но и те, что соблюдение изо дня в день одних и тех же часов сна,
приема пищи, занятий утренней гимнастикой и т.д. ведет к выработке рефлекса на
время, формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре
головною мозга.
«Учение И.П.Павлова об условных рефлексах,
результаты многолетних экспериментальных исследований ученых, огромный
практический опыт, накопленный физиологами и медиками в процессе изучения
высшей нервной деятельности человека позволили подойти к пониманию режима как
системы условно-рефлекторных реакций, действующей по типу динамического
стереотипа».
Формирование
и закрепление динамического стереотипа вызывает дополнительное
напряжение нервной системы - требует времени, поэтому привыкание к новому
режимы происходит не сразу, а постепенно, только при повторении его элементов,
т.е. строгом соблюдении распорядка дня. Далеко небезразлична для организма и
«переделка» сложившегося динамического стереотипа, его нарушение. В таких
случаях происходит торможение, угасание положительных, выработанных
многократным повторением условных рефлексов и появляется необходимость в
формировании новых рефлексов. Если эта «переделка» для нервной системы сложна и
чрезмерна, могут возникнуть отклонения в состоянии здоровья.
Динамический стереотип задает определенный ритм
жизни, облегчающий функционирование организма.
Таковы биологические и физиологические основы
режима. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной школы» сказано:
«Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и
медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».
Суточный режим
В понятие режим, входят:
• длительность
• организация
• распределение в течение
суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Различают следующие виды
деятельности школьников:
1. учебная
2. трудовая
3. профессиональная
4. спортивная
Отдых в свою очередь
разделяется на:
• пассивный
• активный
Деятельность (по характеру и длительности) должна
быть посильной и не превышать границ работоспособности человека, а отдых
достаточным для полного восстановления всех функций. Рациональным признается
такой режим, который создается с учетом законов высшей нервной деятельности,
суточных биоритмов, а также возрастных возможностей организма.
Возраст 14 -17 лег считается переходным от детства к
юношеству. Этот период играет чрезвычайно важную роль в физическом развитии,
формировании нервной системы и высшей нервной деятельности, а также в
становлении личности, имеет огромное значение с социальной точки зрения. В эти
годы жизни перед каждым школьников встает проблема выбора профессии. Многие
подростки покидают родную школу и продолжают учиться, приобретая профессию в
профессионально-техническом училище.
Темп современной жизни очень высок, каждому
подростку многое хочется узнать, всем; научиться. Кроме того, существуют такие
увлекательные вещи, как книги, музыка, спорт, общение с друзьями... Можно ли
все это совместить и где найти
свободное время? Подобные вопросы часто задают школьники. Ответить на них
следует положительно. Секрет простой:
необходимо выделить основные режимы и компоненты и
правильно распределить между ними суточный бюджет времени.
Врачи выделяют в режиме школьника 6 основных
компонентов:
• сон
• пребывание на открытом воздухе
• учебная деятельность
• отдых
• прием пищи
• личная гигиена
Содержание и длительность каждого из этих
компонентов меняются в зависимости от возраста (табл. 1). Как видно из таблицы,
с возрастом
увеличивается учебная нагрузка, больше времени
отводится на выполнение домашних заданий. Одновременно увеличивается время,
затраченное на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность,
общественно полезный труд, курсы и т.д.), которые выбираются по собственному
желанию и потребности школьника.
ТАБЛИЦА № I.
Продолжительность основных
компонентов режима для учащихся общеобразовательных школ (в часах)
Компонент
режима |
Возраст |
|
||||||
|
6-7 |
8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
14-16 |
17-18 |
|
Учебные
занятия в школе (включая факультативные) |
3-4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5-6 |
5-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Учебные
занятия дома (с учетом перерывов) |
до1* |
до 1.5 |
до 2 |
до 2.5 |
до3 |
до 4 |
до 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Подвижные
игры и Спортивные
развлечения на открытом воздухе , спорт,
дорога в школу и обратно |
3.5 |
3.5 |
3.5 |
3 |
2.5 |
2.5 |
2.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Внеклассные
и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно-полезный труд,
помощь семье, чтение художественной литературы) |
1-2 |
1-2 |
1-2 |
1-2 |
1-2.5 |
1-2.5 |
1-3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Прием пиши,
зарядка гимнастика, закаливающие процедуры, туалет |
2.5 |
2.5 |
2.5 |
2.5 |
2 |
2 |
2 |
|
Сон дневной |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Сон ночной |
10-11 |
10 |
10 |
9.5 |
9 |
9 |
8-8.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Для подвижный игр и спортивных занятий на открытом
воздухе надо ежедневно уделягь от 2.5 - 3.5 ч. Особое внимание следует обратить
на продолжительность сна.
Сон рассматривается как физиологическое состояние,
при котором почти полиостью отсутствует реакции на внешние раздражения и
уменьшается активность
физиологических процессов. Во
время сна происходит восстановление работоспособности организма и в первую
очередь восстанавливаются функции коры головного мозга. Физиологическая
потребность в сне зависит от возраста. Так, в период новорожденности
длительность сна составляет 16.5 часа в сутки. Такая выраженная потребность во
сне объясняется тем, что даже незначительные по силе внешние раздражители
оказываются для новорожденных сверхсильными, вызывая охранительное торможение.
Затем длительность сна постепенно уменьшается и к 6-7 годам формируется сон в
ночное время. Однако в этом возрасте дети начинают обучение в школе, у них
возрастают умственные и физические нагрузки. Значит, необходимость дневного сна
- как одного из важнейших компонентов режима дня для учащихся первых классов
остается. У подростка 15-18 летнего
возраста длительность сна приближается к норме для взрослого человека
(8-8.5 часов). Такая продолжительность ночного сна в сочетании с 2.5-часовым
активным отдыхом на открытом воздухе необходим для укреплении здоровья
подростка, поддержания его работоспособности на высоком уровне, предупреждения
переутомления.
Исследованиями гигиенистов установлено, что у
школьников, которые не досыпали час - полтора, уровень работоспособности был
снижен на 30%. Если сон у школьников меньше «нормы» на 2, 5 часа, то на первых
двух уроках в школе (гимназии) их работоспособность была очень низкой.
Соблюдение длительности основных компонентов режима
является обязательным условием правильного его построения, но не решает
полностью проблемы профилактики
переутомления. Не менее важно рационально распределить в течение суток
компонентов режима, определить их чередование.
Почему необходимо чередовать разные виды
деятельности?
Дело в том, что каждый новый режимный компонент
должен принципиально отличаться от предыдущего по характеру его воздействия на
организм. В этом случае он превращается в своеобразный отдых, снимающий
утомление, вызванное предшествующей работой. Врачи часто говорят: « Смена
деятельности - есть отдых».
Теоретически такой подход к построению режима был
разработан в прошлом веке выдающимся русским физиологом И.М. Сеченовым.
Вероятно, всем нам приходилось замечать, что работа
интересная, приносящая чувство удовлетворения утомляет гораздо меньше. Однако
если мы занимаемся тяжелой работой, пусть даже не представляющей для нас
большого интереса, но при этом осознаем ее важность и необходимость, то
преодоление трудностей для достижения
поставленной цели приносит
чувство удовлетворения, поднимает настроение, вызывает положительные
эмоции, а они очень быстро снимают
утомление, заставляют «забыть» о затраченных усилиях. «Формирование
потребности действовать - одна из важнейших задач. Воспитать в себе это
качество - значит, создать основу для полноценного выполнения личностью
социальных задач». В правильно построенном режиме заложена возможность
успешного достижения этой цели.
Приведем в качестве примера схему полноценного
режима дня учащихся старших классов, где правильно чередуются различные виды
деятельности (табл.2)
Таблица № 2 Режим дня
учащихся старших классов общеобразовательной школы
Компоненты режима |
1-я смена |
Подъем, утренняя
гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели. умывание |
7.00-7, 30 |
Завтрак |
7.30-7.50 |
Дорога в школу (прогулка) |
7.50-8.20 |
Учебные и факультативные
занятия в школе |
8.20-14.30 |
Дорога из школы до мой
(прогулка) |
14.30-15.00 |
Обед |
15.00-15.30 |
Прогулка, подвижные игры
на воздухе |
15.30-17, 00 |
Приготовление домашних заданий |
17.00-20.00 |
Ужин и занятия по
интересам (чтение, музыка и др.) |
20.00-22.00 |
Приготовление ко сну
(проветривание комнаты, вечерний туалет, умывание) |
22, 00-22.30 |
В действительности, режим труда и отдыха в реальных
учебных заведениях отличается от оптимального. Данные анкетирования,
проведенные по нескольким школам нашего района 18.01.2000 приведены в таблице №
3 и в таблице № 4.
Таблица № 3 Результаты опроса,
проведенного среди учащихся 5-6 классов
1. Сколько времени ежедневно
занимает выполнение домашних заданий
Будние дни |
1-2 часа |
2-3 часа |
3-4 часа |
4-5 часов |
5-6 часов |
больше |
|
8.3 % |
16.7% |
33.3 % |
16.6 % |
16.6 % |
6.8 % |
воскресные |
1 -2 часа |
2-3 часа |
3-4 часа |
4-5 часов |
5-6 часов |
больше |
|
8.3 % |
25% |
25% |
16.6% |
8.3 % |
8.3 % |
2. Сколько времени в день уходит на отдых
Будние дни |
1-2 часа |
2-3 часа |
3-4 часа |
4-5 часов |
5-6 часов |
больше |
|
41.6% |
33.4 % |
25 % |
|
|
|
воскресные |
16.7 % |
8.3 % |
25% |
33.3 % |
16.7 % |
|
3. Сколько времени отнимают
занятия спортом
Будние дни |
0.5-1 ч. |
1-1.5 ч. |
2-2.5 ч. |
3-3.5 ч. |
|
66, 7 % |
33.3 % |
|
|
воскресные |
58.3 % |
16.7% |
25% |
|
4. В какое время ложатся
спать
Будние дни |
21-22ч. |
22-23 ч. |
23-0 ч. |
1-2 ч. |
больше |
|
|
25% |
58, 3 % |
8.3 % |
8.3 % |
воскресные |
|
16.7% |
66.7 % |
16.6% |
|
5. В какое время встают
Будние дни |
6-7 ч. |
7-8 ч. |
позднее |
|
50% |
50% |
|
воскресныее |
7-8 ч. |
8-9 ч. |
10-11ч, |
11-12ч. |
позднее |
|
|
41.6% |
41.6% |
|
16.8% |
6. Высыпаются ли учащиеся
да |
нет |
|
33.3 % |
|
66.7 % |
7. Болели ли в 1-ом семестре
|
Да |
нет |
66.7 % |
|
33.3 % |
8.Сколько учебных дней из-за
болезни пропустили
1 -3 дня |
4-5 дней |
1 неделя |
2 недели |
8.3 % |
58.3 % |
65% |
8.3 % |
9. Болели ли в каникулы
да |
|
нет |
8,3 % |
91.7% |
10. Занимаются ли
дополнительно вне гимназии на курсах, в кружках и т.д.
|
да |
нет |
25% |
75% |
11. Сколько времени
ежедневно занимают дополнительные занятия
Будние |
1-2 |
2-3 |
3-4 |
|
87.5 % |
12.5 % |
|
выходные |
|
50% |
50% |
12. Курят, пробовали
употреблять наркотики
да |
нет |
100 % |
Таблица
№ 4 Результаты опроса,
проведенного среди учащихся 10 классов
1. Сколько времени ежедневно
занимает выполнение домашних заданий
Будние дни |
1 -2 часа |
2-3 часа |
3-4 часа |
4-5 часов |
5-6 часов |
больше |
|
6.7 % |
20% |
26, 7 % |
0% |
6, 7 % |
13.3% |
воскресные |
1-2 часа |
2-3 часа |
3-4 часа |
4-5 часов |
5-6 часов |
больше |
|
13.3% |
26.7 % |
20% |
6.7 % |
26.7 % |
8.36.7% |
2. Сколько времени в день
уходит на отдых
Будние дни |
1-2 часа |
2-3 часа |
3-4 часа |
4-5 часов |
5-6 часов |
больше |
|
58.3 % |
41.7% |
20% |
|
|
|
воскресные |
6.7 % |
13.3 % |
33.3 % |
6.7 % |
33.3% |
6.7 % |
3. Сколько времени отнимают
занятия спортом
Будние дни |
0.5-1 ч. |
1-1, 5ч. |
2-2.5 ч. |
3-3.5 ч. |
|
66.6 % |
26.7 % |
|
6.7 % |
воскресные |
80% |
13.3% |
6.7 % |
|
4. В какое время ложатся спать
Будние дни |
21-22 ч. |
22-23 ч. |
23-0 ч. |
1-2 ч. |
больше |
|
6.7 % |
40% |
58, 3 % |
|
6.7 % |
воскресные |
6.7 % |
33.3 % |
33.3 % |
26.7 % |
|
5. В какое время встают
Будние дни 6-7 ч. |
7-8 ч, позднее |
33,.3 % |
66.7 % |
воскресные 7-8 ч. 8-9 ч. |
10-11 ч. 11 -12 ч. позднее |
6.7% - 26.7% |
40 - 26.6 % |
6. Высыпаются ли учащиеся |
|
да |
нет |
26 1.7 % |
73.3 % |
7. Болели ли в 1-ом
семестре |
|
да |
нет |
46.7 % |
53.3 % |
8.Сколько учебных дней
из-за болезни пропустили |
|
1-3 дни 4-5 дней |
1 неделя 2 недели |
38.5% - 15.4% |
15.4% - 30.77% |
9. Болели ли в каникулы |
|
да |
нет |
26.7 % |
73.3 % |
10. Занимаются ли
дополнительно вне гимназии на курсах, в кружках и т.д. |
|
да |
нет |
80% |
20% |
11. Сколько времени
ежедневно занимают дополнительные занятия
Будние дни |
1-2 ч. |
2-3 ч, |
3-4 ч. |
4-5ч. |
|
50% |
28.6 % |
7% |
14.4% |
Воскресные дни |
66.7 % |
25% |
8.3 % |
|
12. Курят, пробовали
употреблять наркотики
|
Да |
нет |
33,3% |
66.7 % |
Независимо от того, где учится подросток (школа,
гимназия, колледж, лицей), выработанная привычка жить по режиму поможет ему
преодолеть нагрузки, правильно распределить силы и время, чтобы успеть
выполнить все, что он него требуется. Ибо режим не только «дисциплинирует
функции органов и систем организма», но и способствует формированию таких
необходимый учащемуся качеств, как
собранность, аккуратность, воля,
умение сосредоточиться.
Режим обучения
В современных школах, гимназиях, колледжах, лицеях
произошла значительная интенсификация учебного процесса, т.е. в единицу времени
дается больший объем информации, чем это было несколько лет назад. Учебная
Программа становится все более обширной и сложной. Ее изучение требует от
учащихся напряженной умственной работы, а это порой приводит к утомлению.
Утомление считается естественной реакцией организма
на интенсивную или длительную нагрузку. Оно является защитной, охранительной
реакцией от чрезмерного истощения организма, в то же время стимулирует его
восстановительные процессы, повышает его функциональные возможности.
И.М.Сеченов, И.П.Павлов и их ученики установили
важную роль центральной нервной системы в развитии утомления. Современные
ученые считают, что трудно дать однозначное определение этому понятию. Утомление
можно оценивать, но чувству усталости, снижению работоспособности,
изменению физиологических функций. Поскольку
утомление - это физиологическая
реакция организма на нагрузку, сопутствующее ему изменение носит временный
характер и исчезает без специальных воздействий на организм в процессе отдыха
или при перемене деятельности. К появлению утомления иногда приводит не только
усиленная работа, но и те условия, в которых она совершается (освещенность и
воздушно-тепловой режим помещения и др.). Определенную роль играет и отношение
к выполняемой работе, мотивация волевых усилий.
0 наступлении утомления у школьника, гимназиста,
лицеиста и др. говорят следующие признаки:
• снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных
ответов, время выполнения рабочих операций):
• происходит
ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное
беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
• ухудшается регуляция физиологических функций,
появляется усталость
Эти признаки быстро исчезают во время отдыха на
перемене или после возвращения из школы. Восстановление умственной
работоспособности учащихся помогает активный отдых, пребывание на открытом
воздухе, а также положительные эмоции.
В
благоприятных гигиенических условиях,
при соблюдении рационального
режима труда и отдыха, переключение на другой вид деятельности и использовании
средств физической культуры утомление возникает намного позже.
У учащихся школ и гимназий во время обучения может
наблюдаться переутомление. В этом случае происходят более глубокие и стойкие
сдвиги в организме, вызванные интенсивной и длительной работой на фоне
неполного восстановления работоспособности. Начальными признаками переутомления
считаются изменения в поведении школьники, снижение успеваемости, потеря
аппетита, наличие некоторых
функциональных
нервно-психических расстройств. При переутомлении могут также
наблюдаться различные вегетативные расстройства.
Явными признаками
переутомления являются:
• резкое и длительное
снижение умственной и физической работоспособности
• нервно-психические
расстройства (нарушение сна, чувство страхи, истеричность)
• стойкие изменения в
регуляции вегетативных функций организма (аритмия сердца, повышение или
понижение артериального давления)
• снижение сопротивляемости
организма к воздействию внешних факторов и болезнетворных организмов
Перечисленные симптомы не исчезают после
кратковременного отдыха и даже после ночного сна нормальной продолжительности.
Для полного восстановления
работоспособности, ликвидации
нервно-психических расстройств и других нарушений школьникам необходим
более длительный отдых, а в некоторых случаях лечение с применением
медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Если учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно
отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья
школьника.
Анализ причин, ведущих к переутомлению учащихся, позволил выделить 3 группы факторов:
• неправильная организация труда и учебного процесса
в целом
• несоответствие
учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям подростка
• игнорирование режима, требований к условиям
обучения
Полностью исключить переутомление, связанное с
учебными занятиями, вряд ли возможно. Но отдалить его наступление правильно
организованным режимом труда и отдыха, в котором учтены степень трудности
учебной дисциплины и колебания работоспособности необходимо.
Для рационального режима обучения специалисты по
гигиене предлагают учитывать трудность предметов и преобладания во время
занятий статического или динамического компонента. Динамический компонент
характерен для уроков физкультуры, труда, производственной практики. Это
наименее утомительные занятия в отличие, например, от математики, иностранного
языка, физики. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно
использовать следующую шкалу трудности:
Таблица №5
Математика |
10 |
Иностранный язык |
9 |
Физика, химия |
8 |
История |
7 |
Родной язык, литература |
6 |
Естествознание |
5 |
География |
4 |
Черчение |
3 |
Рисование |
2 |
Пение |
1 |
Сложные для изучения предметы должны по времени
совпадать с периодом высокой работоспособности организма. Не рекомендуется
сочетание двух или трек трудных уроков подряд (например: физика, математика
иностранный): лучше соединять их с менее трудными предметами (например:
история, литература, география). Следует чередовать предметы
естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры,
труда, пения и рисования, что дает возможность переключаться с умственной
деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и
обеспечивает высокую работоспособность в течение учебного дня и недели.
Правильное
построение учебного процесса
предусматривает рациональное чередование разных видов труда и отдыха.
Исследованиями физиологов доказана определенная закономерность взаимодействия
обменных процессов, происходящих во время работы и отдыха. Работа
сопровождается диссимиляцией (распад), а отдых ассимиляцией (усвоение). Во
время отдыха после интенсивной работы - приведшей к начальным признакам
утомления, наблюдается активизация процессов, ассимиляции и работоспособность
организма не только восстанавливается, но становится выше исходного уровня.
Повышение уровня работоспособности во время отдыха свидетельствует о
тренированности организма. Это очень важно, так как улучшаются его
функциональные возможности и при дальнейшей работе утомление будет наступать
несколько позднее. Следовательно можно будет выполнить большую по объему и
интенсивности умственную или физическую работу. Необходимо тренировать свои
способности. Этому помогают правильная организация учебных занятий, чередование
их с отдыхом, в первую очередь с активным.
Еще один важный вопрос, на который необходимо ответить,
- когда и как отдыхать? Для учащихся 6-11 классов длительность перемен
составляет 10 минут. Большая перемена (после 2 урока) длится 30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2 и 3-его уроков устраивать 2 перерыва
по 20 минут. Во время перемен рекомендуется проветривать классную комнату.
Такого же режима следует придерживаться и при
приготовлении уроков дома.
Старшеклассникам на выполнение домашних заданий отводится в день не более 4
часов. Однако многие в этот «лимит» не укладываются. Объясняется это не только тем, что современная программа
обучения достаточно сложная. Нельзя также считать веской причиной, что не все
подростки обладают одинаковыми способностями - одни усваивают заданный материал
быстро, легко решают задачи, а другие затрачивают на выполнение тех же заданий
больше времени и усилий.
К выполнению домашних заданий школьник приступает
после 5-8-часовых занятий в школе. Школьные уроки требуют концентрации
внимания, напряженной умственной работы, необходимости сохранять неподвижность,
находиться долгое время в закрытом помещении. Естественно, все это может
вызвать утомление. Если же накануне ученик поздно лег спать, встал, не
отдохнув, уроки потребуют еще большего напряжения сил, вызовут еще большее
утомление. Снять усталость, восстановить силы, работоспособность помогут
активный отдых, пребывание на воздухе. Врачи советуют после уроков в течение
получаса побыть на воздухе, в движении. После полноценного отдыха можно
приступить к выполнению домашних заданий. В этом случае работа будет более
продуктивной, не возникнет опасности развития переутомления.
Итак, достаточно продолжительный сон, активный отдых
на воздухе - доступный и надежный способ профилактики переутомления. Хотим
предложить вашему вниманию один очень хороший совет врача. Если, занимаясь
дома, вы почувствуете усталость, появилась боль в глазах, тяжесть в мышцах
спины и поясницы сделайте несколько физических упражнений (приседания,
гимнастику глаз и т.д.), и неприятные ощущения исчезнут.
Физическое воспитание
Необходимым условием гармоничного развития личности
школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу
высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства
школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная
активность, обусловливающая появление гипокинезии, которое может вызвать ряд
серьезный изменений в организме школьников.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до
82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении
(сидя). Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных
четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой (в 3-ю
учебную четверть, 2-ой семестр); весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать свою
естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать
неудобную для них статическую позу,
сидя за партой или за учебным столом.
Малоподвижное положение за партой отражается на
функционировании многих систем организма учащегося, особенно на
сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится
менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой нижних конечностей,
что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга;
• снижается внимание
• ослабляется память
• нарушается координация движений
• увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательное последствие гипокинезии проявляется также снижением
сопротивляемости молодого организма «простудным» и инфекционным заболеваниям, создаются
предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего
развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне
чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе
может вести к ожирению.
единственная возможность
нейтрализовать отрицательные явления, возникающие у школьников при
продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, - это активная и
определенным образом организованная физическая деятельность.
Двигательный режим учащегося складывается в основном
из утренней физзарядки - подвижных игр на школьных переменах, уроков
физкультуры, активного отдыха на воздухе после обеда - занятий в кружках и
спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и
каникулы, что оказывает положительное влияние на учебную активность школьника
(табл. №6).
Таблица № 6 Влияние
различных видов деятельности на учебную активность учащихся.
Вид деятельности |
продолжительность в часах |
учебная активность во
время приготовления уроков в % |
Прогулки в сочетании с
подвижными играми на воздухе |
1, 5 |
84.2 |
Экскурсии в парк, лес и
т.д. |
2, 0 |
75, 8 |
Спортивные игры: волейбол
и бадминтон |
1, 5 |
84, 2 |
футбол |
1, 0 |
|
катание на коньках |
1, 5 |
|
ходьба на лыжах |
2, 0 |
При систематических занятиях физической культурой и
спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих
работу всех органов и систем организма человека, В этом главным образом и
заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных
факторов укрепления-здоровья и улучшения физического развития.
Сон
Проведенное в последние годы изучение режима дня
учащихся показало, что значительная часть детей не досыпает. В большинстве
случаев причиной является неправильная организация отдельных моментов режима
для школьников, главным образом периода приготовления домашних учебных заданий
и проведения свободного времени.
Установлено чрезвычайно неблагоприятное влияние
недосыпания на высшую нервную деятельность школьников. Появляются слабость,
головные боли, раздражительность, пониженная работоспособность, быстро
нарастающее утомление. Эти нарушения вначале носят обратимый характер и
исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может
привести к переутомлению.
Необходимая
организму
продолжительность сна чрезвычайно индивидуальна. Она зависит от
многих причин, в частности от типа нервной системы, общего состояния здоровья,
умственной или физической нагрузки и пр.
Но продолжительность сна не характеризует целиком
его гигиеническую полноценность. Сон должен быть глубоким, только тогда он
приводит к восстановлению нервной энергии.
Во время сна до минимума должны быть сведены
отрицательные влияния таких раздражителей, как яркий свет, шум (громкие разговоры,
включенные радио и телевизор).
Потребность в длительности сна меняется с возрастом
(табл. № 7)
Таблица № 7 Продолжительность сна у
детей школьного возраста
Возраст, годы |
Сон. ч |
7-10 |
11-10 |
11-14 |
10-9 |
15-17 |
9-8 |
Гигиенические требования
к режиму учебно-воспитательного процесса
В соответствии со ст.28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения
допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии их санитарным правилам.
Гигиенические требования к максимальным величинам
воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса
Классы |
Максимальна допустимая
недельная нагрузка в часах |
|||
при 6-дневной неделе |
при 5-дневной неделе |
|||
7 |
34 |
31 |
||
8-9 |
35 |
32 |
||
10-11 |
36 |
33 |
||
Выводы
1 .Продолжительность сна у десятиклассников недостаточна, и время их отхода ко сну
(особенно в воскресные дни) гораздо позже, чем это должно быть в норме не позже 23 ч.).
Как следствие позднего засыпания уменьшается
продолжительность сна от нормы 8-9ч., и
следственно снижается сопротивляемость
организма болезням и падает работоспособность.
Исследованиями гигиенистов установлено, что у уч-ся, которые не досыпали в
среднем 1-1.5ч. уровень работоспособности был
снижен на 30%. Если у уч-ся сон
отклонялся от нормы (8-9ч.) на 2-2.5ч., то на первых двух уроках в учебных
заведениях работоспособность учащихся была очень низкой.
2.Двигательная
активность учащихся особенно в воскресные дни явно недостаточна.
Отрицательные последствия гипокинезии
проявляются в снижении
сопротивляемости молодого
организма инфекционным заболеваниям,
развитию слабого сердца и т.д.
3. При анализе продолжительности приготовления домашнего задания выявлено две
группы учащихся:
• В первой группе показатель находится в норме
(меньше 4 ч.);
• Во второй группе (примерно 1/3 учащихся)
выполнение домашнего задания превышает норму (более 5 ч.), особенно в
воскресные дни.
Рекомендации
Учащимся:
После окончания учебных занятий рекомендуем в
течение хотя бы получаса побыть на воздухе (суммарная двигательная активность
должна ежедневно составлять не менее 2 ч.)
Стремитесь к правильному распределению умственной и
физической нагрузки в течение
дня;
• К выполнению домашнего задания старайтесь
приступать не позже 19ч.
• Для рационального обучения советуем учитывать
трудность предметов, используя шкалу трудности предметов, приложенную к работе.
·
Стремитесь
к соблюдению временных рамок при выполнении домашних
заданий (не более 4 ч,)
• соблюдайте режим
продолжения сна (не менее 8-8.5ч.) и правильного времени отхода ко сну (не
позже 23ч.)
Администрации учебного заведения:
• Допускается проведение
сдвоенных уроков по основным и профильным предметам в 10-11 классах
• Перемены необходимо
проводить при максимальном
использовании свежего воздуха, тренажеров и спортплощадок
• При составлении расписания
учитывать шкалу трудности предметов (особенно в субботние дни).
Волкова Екатерина, Матвеева Наталья, Самосудова Екатерина - ученицы 10
класса гимназии № 1517.
Руководитель: Минина З. Б. – учитель биологии гимназии № 1517, методист
УМЦ СЗУО.